Какой именно катер выбрать вытекает из его основного назначения. Семейный отдых или рыбалка предъявляют диаметральные требования. Универсальных плавсредств не бывает. Совмещение разных назначений в одном плавсредстве реализуются с трудом и требуют значительных компромиссов.
Для полноценного отдыха, прежде всего, требуется комфорт. Габариты катера должны быть такими, чтобы семье не было тесно. Каюта обязательна, желательно со спальными местами. При планируемом увеличении семьи, лучше сразу возьмите судно просторнее, чтобы оно не стало потом тесным. В любом случае не помещает пара свободных мест – они могут пригодиться для родственников и друзей.
Также потребуется туалет и душ, можно совместить их в одном помещении. Удобства при наличии детей, особенно маленьких, совершенно необходимы. Не помешает небольшой камбуз хотя бы для разогрева готовой пищи.
Для корпуса длиной до 10 метров лучше установить подвесной мотор. Он громче, чем стационарный, но позволит высвободить больше места под каюты или салон. Для крупного плавсредства стационарный двигатель будет предпочтительнее. Бензиновый надежнее, в обслуживании более неприхотлив. Дизель экономичнее, но его ремонт обойдется дороже.
Мощности мотора хватит для развития скорости до 40-45 км/ч (глиссер) и до 20-25 км/ч (катер с водоизмещающим корпусом). Помните – на борту дети, гонять не стоит, безопасность важнее. Управление лучше гидравлическое или электронное. Обе системы обеспечивают легкость и удобство управления, хорошо приспособлены для потребностей прогулочного судна.
Катер должен отвечать требованиям безопасности, поэтому нужны:
Черное море летом обычно спокойное, но иногда случаются штормы, сильный ветер, дождь. Поэтому судно должно быть мореходным. Иначе непривычные пассажиры будут страдать от морской болезни. Каюта тоже обязательна – ночью на воде может быть зябко.
Глиссер для моря подходит плохо, на скорости 40-45 км/ч уже на небольшой волне ощущения будут, как при езде по стиральной доске. Поэтому корпус лучше водоизмещающий. Бак закрывается палубой. Если на носу находится кокпит, он должен быть самоотливным, иначе после встречи с волной получится ванна.
Длина плавсредства от 5 м, более короткое судно будет зарываться в волнах. Скорость 20-25 км/ч. Учитывайте также, что для разрешения на выход в море катер иметь минимальную классификацию по району плавания как «ограниченный III СП». Это позволит удалять от гавани на 50 миль и выдерживать волнение до 3,5 м.
Выбор корпуса зависит от характера района плавания и условий эксплуатации судна.
Стальной корпус очень прочный, служит до 30 лет, но при регулярном уходе за ним и периодической окраске. Сталь сейчас используется редко, ее в основном предпочитают в случаях, если судно имеет большие водоизмещение, используется зимой и в жестких условиях. Недостаток стальных конструкций – большая масса, такой катер будет сложно перевозить на трейлере. Есть также стеклосталь, она служит в пресной воде 25 лет и более, в морской лет 15-20.
Алюминий лучше всего для внутренних водоемов. В пресной воде он служит 35 лет и более, на море есть опасность коррозии, поэтому нужно будет следить за корпусом. Главное достоинство этого металла – прочность. Это позволяет не боятся за днище на мелких реках с перекатами, отмелями. Катер можно будет вытаскивать на берег, не боясь пропороть днище об острые камни. В крайнем случае пробоину можно заварить. Поэтому алюминиевый катер лучше всего подойдет для рыбаков, охотников, туристов, которым интересны мелкие протоки, высадки в диких местах для эксплуатации на реках и озерах.
Корпус из стеклопластика может служить не менее 20 лет. Он тихий (нет грохота от плеска волн по обшивке), не накаляется от солнца, холод от воды не проникает во внутренние помещения. Но может быть легко поврежден о камни на мелководье. Поэтому он лучше всего подойдет для прогулочного судна на крупных озерах и для моря при условии базирования у пирса. Катер из стеклопластика красиво выглядит и стоит меньше алюминиевого.
Хороший вариант – комбинированный корпус из стеклопластика и алюминия. Он долговечен, прочен, но дорог.
Плавсредство для рыбалки не должно иметь надстроек, так как они мешают забросу снастей. Каюта не обязательна, но будет полезна, если вы выходите на несколько дней. Чтобы защитить себя от непогоды, достаточно наличия тента.
Габариты должны соответствовать району рыбалки. Для малых рек катер должен быть небольшим, чтобы он мог протискиваться в узких местах. Мотор желательно подвесной. По мощности для судна менее 3 метров будет достаточно 15 л.с., для размера от 3,3 до 4,5 м подойдет 20 л.с. Если планируются дальние переходы, лучше большую мощность – вплоть до 60 л.с. С таким мотором на глиссировании катер развивает скорость выше 45 км/ч, что позволяет быстро добраться до отдаленных мест рыбалки, не тратя лишнего времени. Но это возможно только при наличии удобной водной поверхности, на которой можно безопасно разгоняться. Для судна длиной более 4,5 метров желателен двигатель от 30 л.с. Учтите, что для морской рыбалки глиссер не подойдут – он будет скакать даже при малейшем волнении.
Для мелководных районов, а также если катер будет вытаскиваться на берег – берите плоскодонный вариант. Ему не опасны соприкосновение с мелью, легче снимать с нее или втаскивать лодку на пологий берег.
Материал небольшого катера для мелководья – алюминий. Его сложно пробить камнем, нетрудно выплавить вмятины, надежно заварить под аргоном пробоину.
В остальных случаях лучше стеклопластиковый корпус – он легче и не требует ухода. Катер проще будет поднять на трейлер и спустить с него.