Управление катером на первый взгляд кажется очень простой задачей – завёл двигатель, да поворачивай себе рулём-кормилом или штурвалом! Но на самом деле, управление катером дело не такое простое, как кажется, оно зависит от множества нюансов, и первое, что должен сделать каждый судоход-любитель – это изучить теорию.
После получения теоретических знаний, в обязательном порядке нужно потренироваться на спокойной воде, понять, как ведёт себя катер. Нужно помнить – каждое новое судно имеет свои особенности, от которых зависит его поведение на воде, так что прежде чем пускаться в плаванье, даже опытный человек обязательно должен уделить хотя бы 5-10 минут на освоение новой техники.
Каждый катер или лодка с подвесным мотором имеет свои особенности, зависящие от:
Первым делом нужно испытать катер в движении. От конструкции гребного винта зависит поведение катера на водной глади. Самое главное, что нужно знать – катер с подвесным мотором маневрирует кормой, то есть, если вам необходимо повернуть вправо, то корма заводится влево и наоборот. Навыки маневрирования отрабатываются на минимальной скорости, подальше от других судов, причалов и купающихся людей, чтобы никого и ничего не зацепить.
Если ваш катер оснащён двумя подвесными двигателями, то есть возможность совершать повороты практически на одном месте – для этого один двигатель нужно включить на задний ход, а другой на передний.
Во время движения задним ходом повороты руля полностью соответствуют поворотам катера – если руль поворачивается вправо, то и судно поворачивает в эту же сторону.
После отработки поворотов на минимальной скорости вперёд и отработке поворотов в движении назад, не нужно спешить отрабатывать манёвры на высоких скоростях – сначала нужно научиться быстро и эффективно останавливаться.
Катер и любое другое судно – это не автомобиль, у него нет педали тормоза. Остановка катера происходит за счёт работы с двигателем.
Алгоритм действий:
После того как остановка катера начнёт производиться без раздумий и на автоматизме, можно отрабатывать повороты на высокой скорости и другие необходимые манёвры
Слыша про катера с дистанционным управлением, многие сразу представляют себе игрушки или модели, запускаемые в реках и озёрах. Но системы дистанционного управления достаточно давно применяются и на настоящих катерах, только выглядят они не как большой пульт с антенной, а совсем по-другому.
Дистанционная система управления катером состоит из датчиков, тросиков, рулевой тяги, контролера, кнопок и установочного комплекта. Как правило, системы дистанционного управления устанавливаются на катера с мощностью от 10 л.с. и выше, на более мощных моделях часто уже предусмотрено место для размещения ДУ, и контролер, тяга и тросик входят в комплект, остальное придётся покупать самостоятельно.
Дистанционное управление нужно для катеров с подвесными моторами, чтобы можно было управлять плавсредством не с кормы, а с более удобного места. Это позволяет лучше отслеживать ситуацию в движении, избавляет от нежелательных столкновений и так далее.
Системы дистанционного управления могут встречаться в трёх типах:
Как правило, первые два варианта сейчас встречаются очень редко, в ходу именно комбинированные модели, позволяющие решать все вопросы, касающиеся управления катером дистанционно.
Рулевое управление в дистанционных системах может быть механическим или гидравлическим, второй вариант удобнее, но и стоимость таких систем значительно выше.
На любом судне, тем более, малого водоизмещения, в шторм лучше не попадать. Если погода резко изменилась, лучше всего причалить к берегу в тихом месте, если есть возможность, то лучше вытянуть катер на берег.
Качка на волнах вызывает сильные динамические нагрузки на корпус судна, большая волна может легко опрокинуть катер, сломать его или залить водой.
Управлять катером во время шторма сложно даже для профессионала, а новичкам это в несколько раз сложнее. Даже если высота волны превосходит 0,3 метра, ходить со скоростью более 25 км/ч на катере опасно для жизни.
Если нет возможности причалить к берегу и приходится бороться со штормовой погодой, в первую очередь важно выбрать правильный курс к берегу, оптимальную скорость передвижения, задраить все люки, отверстия и горловины, надёжно закрепить двигатель и зачехлить его, чтобы вода не попала в систему зажигания. Заглохший двигатель в шторм – это катастрофа, увеличивающая шансы на неблагоприятный исход в несколько раз.
Желательно брать в любое серьёзное плаванье на катере съёмный фальшборт, который в случае надвигающегося шторма нужно установить с той стороны, где существует высокая вероятность залития водой с бортов или носа.
Маневрируя на катере в шторм, нужно стараться постоянно приводить судно к ветру и держаться против волны.
Повороты катера во время шторма желательно вообще не совершать, заранее выбрав правильный курс. Если сделать это необходимо, нужно совершать манёвры максимально аккуратно и не резко. Повороты на 180 градусов совершаются сразу после прохода высокой волны, делать это нужно плавно, но максимально быстро – на это способны только опытные моряки.
Во время серьёзного шторма часто невозможно держаться выбранного курса, в таких случаях нужно импровизировать, подстраиваясь под конкретную ситуацию.
Нельзя становиться бортом к волне – она с легкостью перевернёт катер. Во время шторма желательно не плавать на мелководье – сильная волна может ударить катер о дно.
Главное в управлении катером при любой погоде – это опыт, выдержка и отличное техническое состояние судна.